Почему кольца и перстни значат для нас так много? Сколько легенд мы знаем о них?
В древнегреческом мифе титан Прометей, похитивший у богов огонь и прикованный за это к скале, после освобождения должен был вечно носить на пальце железный перстень из звена цепи и осколка скалы. Кольцо Драупнир, выкованное карликами для скандинавского бога Одина, могло до бесконечности приумножать богатство его обладателя. Среди множества легенд о дренееврейском царе Соломоне едва ли не самая знаменитая – история его кольца, украшенного надписью «Все пройдет». В сказках кольца помогают вызвать джинна, стать невидимым, исполнить желание. Сколько раз именно кольцо – как бы случайно показанное,подброшенное в кубок, запеченное в пироге, – служит в сказках паролем,позволяющим узнать героя. Одной из самых знаменитых книг двадцатого века стала эпопея Д.Р. Толкиена «Властелин колец», в которой Кольцо Всевластья, обладающее собственным темным прошлым и злой волей,становится полноценным героем.
История колец уходит в глубокую древность. Костяные кольца появились уже в эпоху палеолита, металлические – в бронзовом веке. Первые перстни состояли из обода (металлического, костяного или кожаного), к которому крепилась резная каменная печать. Оттиск подобного кольца был равносилен именной подписи. Такие кольца-печати были распространены у египтян, греков, этрусков и эгейцев.
В Римской республике кольца отражали социальное положение хозяина:сенаторы и всадники носили золотые кольца, простые граждане – железные. С третьего века нашей эры право носить золотое кольцо имел любой свободный от рождения человек; по серебряным же отличали вольноотпущенных рабов.
Со временем появились кольца,свойственные определенным ремеслам, – кольца кожемяк, портных, сапожников, ювелиров. Лучники носили по три кольца – на указательном,среднем и безымянном пальцах, –чтобы не поранить руки тетивой. Боевые перстни с массивными вставками из камня или металла или с конусообразными выступами использовались в кулачном бою как кастеты.
Со временем перстень стал средством идентификации человека, как паспорт. Например, когда египтяне,желая угодить Юлию Цезарю, убили его врага Помпея, то вместе с головой казненного прислали и его перстень. Этого хватило римским сенаторам для признания победы Цезаря.
Перстни становились подтверждением имущественного права. Вдова,которой с поля брани принесли кольцо мужа, объявлялась законной наследницей. Ростовщик, получивший кольцо за неуплату долгов, становился владельцем имущества должника.
Часто кольцо служило своеобразным паролем, свидетельством принадлежности к кругу избранных. Первые христиане узнавали друг друга по кольцам с изображением рыбы. Вероятно, так возникло «кольцо рыбака» – перстень-печатка с изображением апостола Петра в лодке, – до сего дня остающееся символом власти Папы Римского. Это кольцо кардиналы торжественно разламывают, официально подтверждая смерть очередного понтифика. Для каждого вновь избранного папы ювелиры делают новый перстень – из позолоченной бронзы и стекла или горного хрусталя. Епископы вместе с саном принимают из рук папы перстень с аметистом.
По камню в перстне издавна можно было отличить, к какому монашескому ордену принадлежит рыцарь. Форма и цвет камня, резное изображение на нем стали атрибутами колец-амулетов. Перстень с тем или иным камнем даровал своему владельцу любовь, счастье, доброту, здоровье, успех в торговле или войне.
Традицию колец-паролей позже переняли масоны, которые, при всей демонстративной таинственности своих лож, открыто носили перстни с изображениями масонских символов:розой и крестом, черепом или мастерком и циркулем. В память о восстании декабристов Николай Бестужев заказал для всех уцелевших кольца, выкованные из решетки каземата, – чем не кольцо Прометея?
Традиция дарить кольцо будущей жене также насчитывает не одну тысячу лет и происходит от обычая выкупать невесту у семьи или рода – односторонний подарок свадебного, а позднее обручального кольца означал формальное подтверждение бракосочетания. Знатным египтянкам счастливый брак сулили кольца из самого прочного металла – небесного (метеоритного) железа. Кстати,именно от египтян нам достался обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце (правда, не правой, а левой руки) – считалось, что он связан с сердцем специальным каналом. Существовало мнение, что вид кольца влияет на то, как проходят роды у женщины. Гладкие, без украшений кольца дарили на помолвку в Древнем Риме и Средневековой Европе, настоящим же обручальным кольцом обычно служил перстень с фамильной печатью.
Отдельного упоминания заслуживают старинные еврейские свадебные перстни, не предназначавшиеся для повседневного ношения. Их бережно хранили в семье и надевали лишь однажды – во время бракосочетания. Над обручем такого кольца поднимается вверх маленькое ажурное здание – плод кропотливого труда ювелира, символизирующее как благополучие будущего дома, так и Иерусалимский храм.
С обручальными кольцами связано множество суеверий – их опасаются ронять, не позволяют мерить посторонним. Обручальные кольца со счастливой судьбой передают по наследству как талисман удачного брака. Кстати, современная традиция обмениваться обручальными кольцами с бриллиантами установилась при дворе императора Священной Римской империи Фридриха III. В 1477 году молодой австрийский эрцгерцог Максимилиан вступил в брак с Марией Бургундской. Он заказал своему ювелиру наборное кольцо из золота и серебра, обрамленное бриллиантами в виде буквы «М».
В средние века, помимо подтверждающих имя перстней-печаток и драгоценных перстней с камнями, появились настоящие обереги: перстни-ковчежцы, в полости которых можно было хранить реликвии – щепочку от креста, частицу святых мощей и т. п.
Такие ковчежцы ценились значительно выше обычных изделий из золота и драгоценных камней, их завещали любимым детям. Порой полые перстни использовались и для хранения менее благочестивых предметов – записок и ядов. Эти опасные украшения известны нам, в основном, благодаря семейству Борджиа. По сей день существует, по крайней мере, один перстень Чезаре. На нем выгравированы дата (1503), надпись «Чезаре Борджиа» и девиз – «Выполняй свой долг, что бы ни случилось». В оправу кольца вмонтирован крохотный тайник для яда.
Описывают также кольцо, украшенное металлическими львиными когтями. В них были просверлены желобки, наполненные ядом. При рукопожатии такое кольцо повреждало кожу собеседника и оставляло под ней смертоносное зелье.
Известно, что из всех своих украшений Чезаре более всего ценил кольцо с огромным рубином «Пламя Борджиа». Он утверждал, что оно неоднократно спасало ему жизнь. И неудивительно – издавна люди верили,что рубин способен защитить всадника и предупредить владельца о яде.Считалось, что камень, погруженный в отравленное питье, меняет цвет.
Нельзя не вспомнить и еще одно, приписываемое рубину свойство – усиливать гнев и без того жестоких людей. Сложно придумать более подходящий талисман для Чезаре! Смертоносные украшения заказывали не только папа Александр VI Борджиа и его сын, но и королева Франции Екатерина Медичи, герцоги д’Эсте и многие другие. Мода на перстни-тайники не ушла вместе с периодом Высокого Возрождения.
Особенно славились работы французского ювелира Жоржа Леви – перстни-тайники, перстни с секретом и перстни-контейнеры для яда.